Диагностика тормозной системы
Одной из самых важных систем автомашины является тормозная, именно с её помощью обеспечивается безопасность как водителя, так и пассажиров. Поэтому необходимо максимально ответственно подходить даже к самым мелким признакам её неисправности. В случае выявления синдромов неисправности, требуется незамедлительно принять меры для их устранения и обратится к специалистам для проведения ремонта тормозной системы. Эти признаки могут быть самыми разными: стук, скрип, слишком свободный ход или проваливание педали тормоза, пульсация тормозов, неравномерный износ тормозных колодок, увод автомобиля в сторону при торможении. Для прояснения причины неисправности тормозной системы необходимо проведение диагностики.
Перед тем как приступить к определению неисправности в тормозной системе, необходимо проверить углы установки передних колес, состояние самих шин и давления в них должны быть в норме. В случае наличия поломок в антиблокировочной системе тормозов, ремонт необходимо проводить на автосервисе.
В случае торможения автомобиль уводит в сторону:
- На тормозные колодки с одной из сторон автомашины попало масло.
- Полностью или частично заклинило поршень в суппорте.
- С разных сторон автомашины используются колодки с разным материалом трения.
- Ослаблены болты крепления суппорта.
- Повреждены или изношены части системы рулевого управления или подвески.
Шум тормозов при торможении:
- Полностью изношена фрикционная накладка тормозной колодки. На многих автомобилях устанавливают индикатор износа, который издает сильный скрип, когда фрикционная накладка стерлась до 2 мм.
- На некоторых автомобилях (BMW, Audi, Mazda) искривление или отсутствие пружинной скобы, выполняющей ту же функцию, что и направляющие в суппорте. Коррозия тормозного диска (возможна, если автомобиль не эксплуатировался долгое время).
- В зазор между тормозным щитом и тормозным диском попал камешек.
Чересчур большой ход педали тормоза:
- Неисправность механизма регулировки зазора задних тормозных колодок на барабанных тормозах.
- Неисправен главный тормозной цилиндр.
- Наличие воздуха в гидравлической системе тормозов.
- Неисправность вакуумного усилителя тормозов.
Мягкость педали при торможении:
- Повреждение резиновых шлангов тормозной системы (вздутие), течь уплотнителей тормозных шлангов, коррозия тормозных трубок.
- Ослабление крепления главного тормозного цилиндра. Закупорка вентиляционного отверстия крышки бачка.
- Неисправность главного тормозного цилиндра.
- Присутствие воздуха в гидравлической системе тормозов; тормозная жидкость ненадлежащего качества.
Для нажатия на педаль тормоза необходимо прикладывать значительное усилие:
- Неисправность вакуумного усилителя тормозов.
- Отсоединение либо повреждение вакуумного шланга вакуумного усилителя тормозов.
- Заклинило поршень суппорта.
- Повреждение в одном из контуров гидравлической системы тормозов.
- Неверно установлены тормозные колодки. Установлены новые колодки, которые еще не успели приработаться. Необходимо некоторое время для того, чтобы новый фрикционный материал приработался к диску или барабану.
- Загрязнение накладок тормозных колодок.
- Установлены тормозные колодки не соответствующего типа.
- Неисправность вакуумного насоса на моделях с дизельными двигателями.
Наличие сильной вибрации при торможении на рулевом колесе или педали тормоза:
- Сильный износ или искривление (биение) тормозных дисков (или ступицы). Биение измеряется при помощи стрелочного индикатора. Для тормозного диска должно быть в пределах от 0,00-0,15мм; для ступицы 0,00-0,02мм.
- Полный износ накладок тормозных колодок.
- Ослабление болтов крепления суппорта.
- Изношены или ненадежно закреплены элементы рулевого управления или подвески.
Постоянное притормаживание колес:
- Заклинивание направляющей или поршня в суппорте тормозов.
- Неверная регулировка стояночного тормоза. Размер зазора между колодкой и барабаном не равен требуемому. Неверная регулировка вакуумного усилителя или стержня у педали тормозов. Нет требуемого зазора между штоком вакуумного усилителя и его ответной части в поршне главного тормозного цилиндра.
- Неисправность в главном тормозном цилиндре.
Блокировка задних колес при умеренном торможении:
- Загрязнение накладок задних тормозных колодок.
- Покороблены задние тормозные диски.
- Неисправность регулятора давления.
Внешние факторы, которые влияют на функционирование тормозной системы:
- Шины, имеющие разные сцепление и контакт с дорогой, тормозить будут по-разному. В шинах требуется поддерживать одинаковое давление воздуха. Шины, находящиеся на одной оси, должны иметь приблизительно одну глубину рисунка протектора.
- В случае неравномерной нагрузки автомобиля те колеса, на которые приходится более высокая доля нагрузки, требуют и большего тормозного момента, чем остальные. Для торможения полностью загруженной автомашины требуются более высокие усилия на тормозной педали.
- Тормозные шланги из резины имеют очень нехорошую черту. Они могут вздуваться, растягиваться и т. п. Появляется эффект демпфирования, т. е. при нажатии на педаль тормоза, в системе увеличивается давление тормозной жидкости. А так как шланги слегка «играют», действие тормозов частично снижается, становится необходимым давить на педаль сильнее. Что бы избежать этого эффекта, можно поставить фирменные армированные шланги.
- Изменение правильных углов постановки колес, особенно развала и продольного наклона оси поворота, приводит к тому что в случае торможения автомобиль уводит в сторону. Нарушение углов установки колес приводят к неисправностям подвески, например, большой люфт наконечников рулевых тяг, разбитие сайлентблоков рычагов.